Можно ли пить морскую воду?
Давайте посчитаем. Израилю необходимы около двух триллионов литров в год, из них почти 1,2 триллиона литров питьевой. Специалисты прогнозируют, что к 2030 году эта цифра достигнет 1,95 триллионов литров. Единственный резервуар питьевой воды озеро Кинерет ни при каких условиях не сможет покрыть растущие с каждым годом потребности израильтян, даже если следующих 15 зим будут дождливыми и снежными, что маловероятно.
Казалось бы, неизбежна гуманитарная катастрофа, однако за последние годы Израиль полностью обеспечил себя пресной водой. Чудо произошло благодаря внедрению новых технологий. Уже сегодня лишь 50 % пресной воды израильтяне получают из естественных источников. Вторая половина – вторичное использование и опреснение. Ни одна страна в мире не может сравниться с Израилем по опреснению морской воды – здесь мы безусловные лидеры. Четыре опреснительных завода – готовится к вводу пятый – сегодня производят 30% всей питьевой воды, а в ближайшие тридцать лет эта цифра дойдет до 70%.
Самое крупное в Израиле и самое современное в мире опреснительное производство «Сорек» занимает территорию, по размеру превосходящую шесть футбольных полей. Как происходит опреснение, неспециалистам объяснить сложно. Представьте, что в морскую воду опускают специальные мембраны, и соленая вода, которую качает насос, течет через них. Вода проходит – крупные молекулы соли мембраны задерживают. Но все так просто, как кажется. Живущие в море микроорганизмы засоряют мембраны, забивая тончайшие поры, приходится регулярно проводить очень дорогостоящую химическую очистку.
Чтобы вода по цене не приблизилась к стоимости золота, специалисты «Сорека» придумали технологию, по которой мембраны очищаются с помощью пористого вулканического камня. Он перехватывает микроорганизмы на подступах к мембране, не давая забить поры. Это изобретение – настоящий технологический прорыв, благодаря которому опреснение воды стало намного дешевле и гораздо эффективнее.