Евреи Британии репатриируются, несмотря на локдаун
Британское издание Jewish News («Еврейские новости») опубликовало статью, перевод которой мы приводим.
По всему миру отменяются авиарейсы, закрываются аэропорты, но несмотря на это, репатриация в Израиль продолжается. Наша корреспондент Франсин Вольфиц побеседовала с тремя британскими евреями, недавно упаковавшими чемоданы, чтобы репатриироваться в Землю Обетованную
Несмотря на все ограничения и трудности, вызванные эпидемией Covid-19, 20 тысяч человек из разных стран мира сумели осуществить мечту о возвращении Домой.
За минувший год в Израиль репатриировались более 500 евреев Великобритании. Это на 15% больше, чем в 2019 г. Эти данные нам предоставили Еврейское агентство (Сохнут) и Департамент поддержки репатриации Всемирной сионистской организации.
Все больше евреев всерьез подумывают о том, чтобы начать новую жизнь в Израиле. По данным Сохнута, более 160 тыс. человек в разных странах мира активно готовятся к репатриации, 41 тыс. находятся на последних этапах подготовки. По мнению экспертов, потенциал алии в ближайшие два-три года оценивается в четверть миллиона человек.
Этому активно способствует Департамент поддержки репатриации ВСО, возглавляемый Мариной Розенберг-Корытной. Марина по-настоящему увлечена своей работой. Она и ее сотрудники делают все, чтобы помочь будущим репатриантам. Сама Марина в 1995 году репатриировалась из Казахстана. Начав работать учителем в школе, за два последующие десятилетия она проделала путь от депутата горсовета Беэр-Шевы, советника министра туризма, заместителя председателя движения World Yisrael Beytenu, до члена руководства ВСО и главы Департамента поддержки репатриации этой организации. Как и многие другие новые репатрианты, Марина Розенберг-Корытная стремилась выучить иврит и быстро преуспела в этом. Она убеждена, что это помогло ей быстрее и успешнее адаптироваться в новой стране. И вот теперь, возглавляемый ею Департамент поддержки репатриации организует работу ульпанов и проводит мероприятия по всему миру, в которые вовлечены более 250 тысяч евреев. Марина Розенберг-Корытная поясняет: «Мы помогаем потенциальным репатриантам изучить иврит, считая это главным условием быстрого и успешного обустройства в Израиле. И, конечно, стараемся донести до евреев разных стран правду о еврейском государстве, рассказываем им обо всем, что может пригодиться в жизни в нем. При этом мы ничего не скрываем и не приукрашиваем, мы по-настоящему готовим людей, предоставляем им всю нужную информацию«.
На снимке: Марина Розеннберг-Корытная, глава Департамента поддержки репатриации ВСО и Ицхак Зонненшайн, глава британской делегации Всемирной сионистской организации.
Так чем же привлекает людей жизнь в Израиле? Три новых репатрианта поведали нам свои личные истории и объяснили, почему пандемия их не остановила.
58-летняя Лидия Вайт родилась в Дублине, а лет 40 назад переехала в Манчестер. Она вместе с мужем Брайаном прибыла в Израиль 24 декабря, и уже сделала прививку от короновируса. Вот, что она нам рассказала:
«Я всегда мечтала переехать в Израиль. Одна моя дочь уже живет здесь, а две другие живут в Лондоне. Ежегодно мы по нескольку раз приезжали в Израиль. Мне было очень хорошо в Манчестере, но Израиль всегда был моей мечтой.
Мы все время говорили друг другу, что прежде, чем репатриируемся сами, надо устроить жизнь дочерей. И вот, когда наша третья дочь вышла замуж, мы начали готовиться к репатриации всерьез. Изначально мы планировали переезд на весну 2020 года, но из-за того, что все вдруг позакрывалось, нам пришлось отложить репатриацию на несколько месяцев.
Даже переезд в другую квартиру – это огромный стресс. Что и говорить о переезде в другую страну. Я говорила со многими, кто это пережил, и все в один голос рассказывали, что несколько недель накануне отлета они не могли уснуть. Но как только приземлялись в Израиле – сон и покой возвращались.
Накануне нашего отлета Борис Джонсон (премьер-министр Великобритании) объявил о введении тотального карантина. И нам пришлось до самого момента вылета сидеть в доме дочери в Лондоне, никуда не выходя. Прощаться с дочерями и внуками нам пришлось из окна машины. И даже в аэропорту, хотя у нас были визы репатриантов, представители авиакомпании British Airways не были уверены, что нас впустят в Израиль.
К счастью, Сохнут снабдил нас письмом, гарантировавшим доступ в Израиль как репатриантам. Только с этим письмом мы смогли сесть в самолет.
По прилете мы узнали, что нам следует пройти карантин в специальном пансионате. Но, учитывая состояние здоровья моего супруга, нам пошли навстречу и разрешили сразу направиться в наш новый дом в Зихрон-Якове.
Первые 10 дней в Израиле мы провели в полном домашнем карантине, поэтому полностью успокоиться и прийти в себя я смогла лишь спустя пару-тройку недель.
До репатриации в течение трех лет я изучала иврит в ульпане Департамента поддержки репатриации в Манчестере, что очень помогает ориентироваться в новой стране.
На снимке: супруги Лидия и Браян Вайт
Я очень рада, что, наконец, мы в Израиле. И все, с кем я до сих пор имела здесь дело, были очень добры и внимательны к нам. При других обстоятельствах мы могли бы встречаться с людьми, ходить в рестораны. А так наше общение происходило «на удаленке», но нам постоянно звонили, спрашивали, чем могут помочь. Конечно, первые наши несколько недель в Израиле прошли далеко не так, как я бы ожидала, если бы все было нормально, но с учетом ситуации могу сказать, что все прошло как нельзя лучше«.
27-летняя Джессика Мирон, маркетинг-менеджер из Лондона репатриировалась в Израиль в начале декабря. Теперь она живет в Тель-Авиве. Ей слово:
«Во время первого локдауна я смогла как следует подумать о своей жизни, оценить перспективы. Я всегда хотела попробовать начать новую жизнь в Израиле. И я решила, что если я не сделаю этого сейчас, то, возможно, уже не сделаю никогда. Я лично не столкнулась с большими проблемами. Ни в аэропорту им. Бен-Гуриона, ни в министерстве абсорбции не было никакой волокиты. Все прошло очень быстро и гладко.
Я приехала за пару недель до очередного локдауна в Израиле, так что у меня было время повидаться с друзьями и подыскать жилье.
До отъезда из Англии я начала изучать иврит в виртуальном ульпане Департаментата поддержки репатриации, и точно так же через Zoom продолжила заниматься в Израиле. Я решила взять перерыв в работе в несколько месяцев, чтобы получше осмотреться и подыскать приличную работу. Думаю, для успешного обустройства важно не спешить, не хвататься за первое попавшееся, не стремиться решить все проблемы единым махом. Стоит осмотреться, освоиться, а уж потом сосредоточиться на работе. Пока все, с чем я здесь столкнулась, превосходит мои ожидания. Страхи перед бюрократией оказались преувеличенными. До сих пор все шло быстро и гладко«.
24-летний Бенжамен Ги из Бирмингема прибыл в Израиль 12 января вместе со своим другом Даниэлем Джекобсом из графства Эссекс. Теперь они живут в центре абсорбции «Ульпан Эциён» в Иерусалиме. Бенжамен вспоминает:
«Я намеревался репатриироваться в июле, но задержался до января. Я побывал с кратким визитом в Израиле в августе в качестве инструктора молодежного движения, но вернулся в Британию, чтобы получше подготовиться к окончательному переезду.
Услышав, что в Великобритании снова намерены все наглухо закрыть, в том числе и границы, я решил, что пора. Думаю, на данный момент я один из последних, кто приехал в Израиль из Британии. В день вылета я испытывал огромный душевный подъем. Аэропорт Хитроу был пуст, и нам предоставили места в первом классе.
На снимке: Бенжамен Ги и Даниэль Джекобс
Когда мы прилетели, нас направили в тель-авивский отель «Дан Панорама», где мы прошли карантин. Да, мы были заперты в своем номере, но все в целом было великолепно. В отеле мы жили бесплатно, и нас еще и кормили трижды в день, а военнослужащие службы тыла были очень предупредительны и во всем нам помогали. Время пролетело просто незаметно. Я меня тут пока мало знакомых, но люди очень общительны и доброжелательны, так что недостатка в общении у меня нет. Да и с родителями в Англии я постоянно на связи.
(Информацию об ульпанах Департамента поддержки репатриации ВСО в Соединенном Королевстве можно получить у представителя Департамента в Великобритании Дмитрия Мевзоса по телефону 020 8371 5336 или эл.почте dimitrim@wzo.org.il)