Обретение дома
Три дня Израиль праздновал полувековой юбилей освобождения и объединения Иерусалима. Столица жила в режиме напряжения, принимая высокого гостя – президента США Дональда Трампа. Каждого из этих событий хватает для заполнения всех новостных разделов СМИ, и на их фоне не получило должного внимания происходившее в эти дни в столице Негева. Но это не значит, что оно недостойно отдельного рассказа
22-24 мая в Беэр-Шеву приехали три десятка французских евреев, врачей разных специальностей. Эта была настоящая разведка боем – врачи, многие из них с супругами, приехали узнать, что их ждет в этом городе в плане профессиональной и личной абсорбции.
О целях, значимости и результатах визита мы беседуем с одним из его организаторов, главой Отдела поддержки репатриации Всемирной сионистской организации (ВСО) Мариной Розенберг-Корытной.
— Марина, почему Беэр-Шева, почему именно врачи?
— Вряд ли надо распространяться о значимости алии – репатриации евреев — для сионистского проекта и еврейского государства, это общеизвестно. Как и то, что в эру открытых границ и безграничного доступа к информации любая алия немыслима без хорошо налаженной работы по обустройству репатриантов в новой стране. Это процесс сложный, многоплановый, многоуровневый. Профессиональная абсорбция, решение жилищной проблемы, учеба для детей и многое другое. Понимание необходимости координации всех структур, занимающихся разными аспектами обустройства репатриантов, пришло не сразу. Но оно пришло, и это главное. Также мы поняли, насколько значима всесторонняя подготовка к репатриации. Не после того, как человек прибыл в Израиль, а задолго до этого. Чем лучше человек подготовлен, чем больше он знает, что его ждет, тем легче ему обустроиться в новой стране. Вот этому и посвящена деятельность нашего отдела: обеспечить потенциальных репатриантов – а мы считаем таковыми каждого еврея, где бы он ни жил – максимально полной информацией об Израиле, помочь ему в изучении языка, снабдить знаниями, необходимыми для жизни в еврейском государстве.
— Но этим же занимаются и Еврейское агентство («Сохнут»), министерство репатриации и интеграции, другие структуры. Чем занимается ваш отдел?
— Министерство репатриации и другие государственные ведомства в силу понятных причин ограничены в возможности работать за пределами Израиля. Что же касается национальных и общественных организаций, то я всегда говорила и говорю, что пока в диаспоре живет больше половины еврейского народа, работы по поддержке репатриации и подготовке к ней хватит всем. Каждый, кто может снабдить этими знаниями потенциальных репатриантов, автоматически находит себе нишу. Мы считаем самым важным помочь людям в изучении языка: открыли и открываем по всему миру сотни ульпанов, в том числе с профессиональным уклоном, снабжаем будущих репатриантов актуальной, сегодняшней информацией об Израиле, которая может помочь им принять единственно правильное решение: пора домой!
Для этого мы вместе с другими структурами проводим «ярмарки алии», направляем в еврейские общины опытных репатриантов, которым есть что рассказать своим соотечественникам и чем с ними поделиться, готовим ознакомительные поездки. Всем, кто занимается подготовкой к репатриации, необходимо действовать рука об руку. Один из примеров значимости такой координации и ее безусловной пользы для всех — ознакомительная поездка, о которой здесь идет речь. В Израиле врачам любых специальностей работы хватит где угодно Поэтому идея поездки врачей из Франции в Беэр Шеву полностью вписывающаяся в стратегию нашего отдела. Самое активное участие в организации визита врачей из Франции наряду с нашим отделом приняли министерство интеграции и репатриации — особое спасибо министру Софе Ландвер; Еврейское агентство — благодарности заслуживает Меир Лопотинский; организация «Офек Исраэли» — благодарность Шимону Коэну; муниципалитет Беэр-Шевы, администрация медицинских учреждений города и многие, многие другие. Это была по-настоящему совместная работа, и ее несомненный успех — результат эффективного сотрудничества всех, кто принял в ней участие!
— В чем конкретно выразился успех?
— Успех в том, что их группы в 30 человек треть выбрала местом своей репатриации Беэр Шеву. Люди, мало что знавшие об Израиле вообще и уж тем более о Беэр-Шеве, уехали с огромным багажом необходимых сведений, точно зная, на что могут рассчитывать и что их ждет в плане профессиональной и личной абсорбции. Хочу подчеркнуть, что обеспечение именно индивидуальной информацией о том, что ждет каждого конкретного репатрианта – одно из выражений разработанной нашим отделом стратегии. Одно дело – предоставить человеку общие сведения. Совсем другое, и это куда важнее, помочь узнать, что ожидает лично его. Поэтому идея проведения пилотного проекта в Беэр-Шеве была мне особо близка…
— Почему именно Беэр-Шева?
— Развитие периферии вообще и Негева в частности – задача общенациональной важности. Для меня лично и для многих именно этот город в свое время стал маленьким трамплином для большого успеха. К слову, министр обороны Авигдор Либерман тоже начинал в Беэр Шеве. А теперь в этом городе начнется история новой семьи: один из участников во время поездки предложил своей подруге руку и сердце…
— Это было спонтанно, или он так планировал?
— В любом случае порыв говорит о многом. Если решение создать семью и построить свой дом именно в Израиле, в Беэр-Шеве, созрело внезапно, это говорит об успехе нашего проекта. А если он планировал это заранее, значит, мы его не разочаровали. Участники проекта получили уникальную возможность узнать на месте обо всем, что их ожидает, на что они могут рассчитывать, получить самую конкретную, индивидуально подобранную информацию, ощутить атмосферу страны и города, почувствовать специфику будущей работы. Бесценный опыт, и мы уверены, он поможет людям принять единственно правильное решение.
— Для такой уверенности есть основания?
— Конечно. Еще один участник проекта на заключительной церемонии сказал: «Я ехал в Беэр-Шеву, практически ничего не зная об этом городе. А сегодня в канун отъезда я позвонил жене и сказал: «Мы обрели дом!» Конечно, такие признания огромный стимул для нас. Значит, мы на верном пути. Значит, надо продолжать нашу работу, постоянно наращивая ее размах. И мы будем это делать до тех пор, пока евреи, где бы они ни жили, не скажут с гордостью: «Мы обрели дом! Наш дом – Израиль!»