Глава Отдела поддержки репатриации Всемирной сионистской организации: «Когда-то еврейский народ нуждался в стране, сегодня же еврейская страна нуждается в народе».
Газета «Исраэль хайом», автор: Омри Ливне.
Утром 7 октября, когда в СМИ появились первые сообщения о происходящем на границе с сектором Газа, главе Отдела поддержки репатриации Всемирной и члену совета директоров сионисткой организации (ВСО) Марине Розенберг-Корытной стало ясно, что эти события будут иметь международный резонанс. «Мы не просто были потрясены случившемся, мы проснулись в другой реальности!» — рассказывает она.
Для сотрудников ВСО было важно помочь тем, кто в ту страшную субботу оказался на линии огня. «Некоторые из похищенных и убитых были членами семей учащихся наших зарубежных ульпанов и участников проектов Отдела. Состояние людей невозможно передать словами. Эти дни были наполнены жуткой тревогой, но и одновременно атмосферой поддержки и сопричастности, — говорит она. – Первым делом мы открыли экстренный штаб и наладили горячие линии связи с участниками наших проектов в Израиле и за рубежом, со всеми учащимися наших ульпанов, с преподавателями и сотрудниками во всех странах, где мы работаем. Необходимо было дать им почувствовать, что они не одиноки, несмотря на расстояние. Мы собирали информацию о родных и близких по просьбе всех, кто к нам обращался, а также оказывали помощь эвакуированным жителям кибуцев и населенных пунктов, прилегающих к сектору Газа».
События 7 октября отразились на всей работе Отдела поддержки репатриации. Одним из главных направлений является сеть ульпанов по изучению иврита. Знание языка – важнейшее условие формирования национального самосознания.
Как сказать «бомбоубежище» и «война» на иврите
«Сразу после террористической атаки и начала военных действий, мы изменили учебные программы. Почему? Наши ученики за рубежом узнают о происходящем в Израиле по разным каналам, которые, мягко говоря, не всегда объективны. Поэтому, очень важно предоставить им возможность получать информацию из первых рук, — говорит Марина Розенберг-Корытная. — Раньше мы не касались военной тематики и лексики, но сейчас это стало актуальным. Теперь мы объясняем ученикам, что такое резервистская служба в Израиле, что такое бомбоубежище и защищенная комната и какая между ними разница. Полагаю, они и раньше знали, что означают слова «похищенные» или «заложники», но в эти дни, когда столько людей все еще находятся в плену, эти понятия на иврите наполнились новым и злободневным смыслом. Мы также ввели в программу названия различных видов оружия, от стрелкового до ракет, чтобы передать масштаб нападения, которому подвергся Израиль со стороны ХАМАСа.
Наши ученики задают массу вопросов. Один из наиболее частых: как такое могло произойти?! Увы, и мы, израильтяне, ищем ответ на этот вопрос, и пока не нашли точного».
Поддержка репатриации в дни войны
Марина Розенберг-Корытная возглавляет Отдел уже 9 лет и отмечает, что задача поддержки репатриации стала в эти дни гораздо сложнее, чем когда-либо: «Возникает множество вопросов как у нас, так и у евреев из разных стран, с которыми мы находимся на связи. Перед последней рабочей поездкой в США я задумалась, что мне сказать евреям там, как их убедить в том, что и сейчас Израиль – это самое надежное убежище для евреев. Возможно, это звучит немного наивно, но я нашла такое объяснение: здесь и только здесь можно на деле почувствовать, что такое взаимовыручка и поддержка.
Евреи, живущие за границей, зачастую не знают, как зовут их соседа. Но в Израиле, если у вас что-то случится, то соседи тут же придут на помощь. Именно такие вещи побуждают евреев диаспоры воспринимать Израиль как безопасное место для своей жизни. Я много общаюсь с новыми репатриантами, и, хотя они делятся своими страхами и опасениями, они все говорят, что очень рады, что находятся в Израиле».
Женщина как «локомотив» репатриации
Отдел поддержки репатриации ВСО стремится, чтобы женщины играли более заметную роль в жизни еврейских общин, говорит Марина Розенберг-Корытная. «Мы начали разрабатывать программы, позволяющие женщинам развить лидерские качества. К этим проектам нас подтолкнули наши опросы и исследования, показавшие, что ключевая роль в принятии решения о репатриации в семье принадлежит женщине».
Ежегодно проходит вручение премии «Голден Голда», названной в честь Голды Меир, первой и единственной женщины, занимавшей пост премьер-министра Израиля. Премией награждаются женщины, которые внесли особый вклад в развитие еврейских общин и поддержку репатриации. Миссия премии «Голден Голда» — выразить им благодарность.
«Лауреаты премии становятся примерами реализации возможностей, продолжают участвовать в наших проектах, делиться опытом и укреплять связи своих общин с Израилем. Три года назад был запущен проект «Геула», вдохновленный личностью выдающейся деятельницы сионистского движения Геулы Коэн, чье имя для многих израильтян является символом бескомпромиссности и преданности своим идеалам. Назначение программы — подготовить новое поколение женщин-лидеров, которые будут действовать на благо Израиля, пропагандировать идеи сионизма и способствовать алие, — рассказывает Розенберг-Корытная. – Замысел проекта возник, когда я начала искать, что может заинтересовать молодых женщин, как увлечь их сионизмом и Израилем и превратить в лидеров, чтобы направлять репатриацию в еврейских общинах диаспоры. Я называю это конструктивным лидерством».
В заключение Марина Розенберг-Корытная подчеркнула, что Всемирная сионистская организация, которая существует уже 127 лет, продолжает и сегодня оставаться актуальной. «Меня спрашивают, почему так важно поддерживать репатриацию. Я отвечаю, что более половины нашего народа все еще живет вне Израиля. Алия сегодня важна чем когда-либо, ведь когда-то еврейский народ нуждался в своей стране, сегодня же еврейская страна нуждается в народе».