В Палестину прибыла комиссия Пиля
Официальное название комисссии – Британская Королевская комиссия по расследованию причин арабских беспорядков на территории британского мандата.
Главой комиссии министр по делам колоний назначил бывшего государственного секретаря Великобритании по делам Индии лорда Уильяма Роберта Пиля, по имени которого комиссия получила свое название.
В комиссию Пиля вошли ведущие эксперты Британии по делам колоний. Правительство придавало комиссии большое значение – она должна была дать ответы на многие вопросы, касающиеся того, как надо обустроить территорию британского мандата, где жили в противостоянии евреи и арабы.
Комиссия заслушала более 130 свидетелей, евреев и арабов, представителей сионистского и арабского национального движений. Первоначально арабские лидеры объявили комиссии Пиля бойкот до тех пор, пока британские власти не прекратят полностью иммиграцию в Палестину.
Британцы пошли на уступки арабам и сократили квоту на еврейскую иммиграцию с 4500 до 1800 человек в год. Напомним, что к тому времени нацисты уже три с лишним года находились у власти в Германии. Но Верховный арабский комитет не удовлетворился этими уступками.
Однако, под давлением ряда арабских правительств арабы все же согласились сотрудничать с комиссией Пиля, и члены Верховного арабского комитета во главе с иерусалимским муфтием Хаджи Амином аль-Хусейни дали показания Королевской комиссии.
Решил выступить перед комиссией Пиля и Зеев Жаботинский. Он хотел сделать это в Иерусалиме, но въезд в Палестину ему был запрещен, пришлось свидетельствовать в Лондоне, куда по окончании своей работы в Палестине отбыла комиссия в январе 1937 года.
В июле того же года комиссия Пиля опубликовала свой доклад, в котором впервые было заявлено, что мандат перестал работать, и его необходимо отменить. Исходя из невозможности удовлетворить диаметрально противоположные требования евреев и арабов в Палестине – евреи требовали увеличения иммиграции, арабы требовали полностью ее прекратить -, комиссия лорда Пиля рекомендовала раздел как единственный выход из арабо-еврейского тупика.
Также комиссия Пиля установила, что составители условий британского мандата не предвидели массовой еврейской иммиграции в Палестину, вызванной появлением в 1933 году правительства национал-социалистов в Германии и ростом экономического давления на евреев Польши. Безусловно, в 1917 году, когда британцы выпустили Декларацию Бальфура, трудно было предвидеть приход к власти нацистов.
Комиссия Пиля выдвинула следующие предожения по разделу Палестины между еврями и арабами: к еврейскому государству должны быть отнесены Галилея, Изреельская долина, Бейт-Шеан, прибрежная долина от горы Кармель до поселения Бейт-Тувье; арабское государство, по замыслу комиссии Пиля, должно было стать частью Трансиордании, в которую войдут территория Западного берега реки Иордан, южная прибрежная равнина, сектор Газы и значительная часть пустыни Негев.
Под управлением британского мандата должен был остаться узкий коридор, начинающийся в Яффо и включающий Иерусалим, Лод и ближайший к нему аэропорт, а также города со смешанным арабо-еврейским населением, такие, как Цфат, Тверия, Хайфа.
Правительство Великобритании в целом одобрило предложенный комиссией Пиля план раздела. Арабы выступили против раздела, так как они в принципе категорически возражали против существования территории для евреев. Руководство еврейского ишува видело в предложенном комиссией Пиля плане раздела возможность для получения суверенной территории для будущего еврейского государства.
Так, например, Бен-Гурион писал, что «еврейское государство должно быть установлено сразу, даже если это будет только в части страны». Он не сомневался, что «со временем территория будет увеличена». Со временем так и произошло, но и цена, которую заплатили за увеличение территории, тоже увеличилась.
На ХХ Всемирном Сионистском конгрессе, состоявшемся в августе 1937 года в Цюрихе, против плана раздела выступили такие видные деятели сионистского движения, как Менахем Усышкин, Ицхак Табенкин и Берл Кацнельсон. Они утверждали, что предлагаемая площадь еврейского государства слишком мала, чтобы удовлетворить потребностям еврейской диаспоры.
Однако два главных официальных еврейских лидера Хаим Вейцман и Бен-Гурион все же сумели убедить делегатов Сионистского конгресса одобрить рекомендации комиссии Пиля в качестве основы для дальнейших переговоров. Большинством голосов – 300 против 150 – Конгресс уполномочил руководство вести переговоры с британским правительством об условиях реализации плана раздела.
В отличие от Вейцмана и Бен-Гуриона Зеев Жаботинский объявил настоящую войну абсурдному, по его словам, плану раздела, суть которого сводилась к тому, чтобы попытаться втиснуть еврейское государство на территорию, составляющую всего 4% от первоначально выделенной по Декларации Бальфура и соответственно по британскому мандату.
Следует отметить, что и Уинстон Черчилль тоже не одобрял идею раздела, предложенного комиссией Пиля. В июле 1937 года, за десять дней до обсуждения плана раздела в Палате общин британского парламента, Черчилль встретился с Вейцманом и в беседе с ним не только сказал, что не одобряет план раздела, но и подчеркнул, что британский мандат на Палестину предусматривал, что еврейское государство, которое там постепенно будет создано, должно включать в свой состав всю Палестину от Средиземного моря до реки Иордан.