Родился поэт Натан Альтерман — WZO

Родился поэт Натан Альтерман

Родился 14 августа 1910 года в Варшаве – сын-первенец Ицхака и Белки Альтерман. Его родители были педагогами и поборниками еврейского «национального возрождения». Вместе с четой Гальпериных, сын которых со временем стал великим ивритским поэтом Йонатаном Ратошем, Альтерманы создали в Варшаве детский сад, где с детьми разговаривали исключительно на иврите. Поэтому иврит, наряду с идишем, был […]

Родился 14 августа 1910 года в Варшаве – сын-первенец Ицхака и Белки Альтерман. Его родители были педагогами и поборниками еврейского «национального возрождения». Вместе с четой Гальпериных, сын которых со временем стал великим ивритским поэтом Йонатаном Ратошем, Альтерманы создали в Варшаве детский сад, где с детьми разговаривали исключительно на иврите. Поэтому иврит, наряду с идишем, был впитан Натаном с младых ногтей. Во время Первой мировой войны семья Альтерманов переехала в глубь России, и конец войны и время революций застали их в Москве, где Ицхак Альтерман в начале 1917 года открыл еврейские педагогические курсы (недалеко от Яузского моста). С той поры русский язык на всю жизнь стал для Натана Альтермана языком чтения, языком русской и мировой литературы.

Меж тем политические события в большевистской России, как мы уже неоднократно отмечали в прошлых беседах, развивались неблагоприятно по отношению к ивриту и сионизму. В 1919 году семья Альтерманов покинула Москву и после краткого пребывания в Киеве переехала в румынский Кишинев, где в 1921 году Натана отдали в сионистскую религиозную гимназию для мальчиков «Маген Давид». Но когда в Румынии активизировались антисемитские настроения, семья в составе бабушки, родителей и двух детей – Натана и его младшей сестры Леи – переехала в Тель-Авив, на постоянное жительство. Это было накануне Песаха 1925 года. Натана определили в гимназию «Герцлия», которую он благополучно окончил в 1929-м, хотя особыми способностями в школьные годы как будто не отличался и остался в памяти учителей молчаливым застенчивым отроком, хоронившимся от любопытных глаз на последней парте.

Зато его отец сразу включился в педагогическую работу и сделался активным участником строительства еврейского «национального очага» в Палестине. Он был знаком со всеми местными знаменитостями, боготворил Бялика, ходил на все спектакли «Габимы», которые давали в Тель-Авиве. Звезда театра Хана Ровина, как показал исследователь творчества Альтермана, Дан Мирон, поразила юное воображение мальчика и стала его «Прекрасной Дамой» – ей он посвящал первые стихи. Альтерман и женился впоследствии тоже на актрисе, правда, из Камерного театра: Рахель Маркус была его женой, матерью любимой и единственной дочери Тирцы, красавицы, актрисы, поэтессы, всю жизнь оставалась его другом. Много позже, в возрасте сорока с небольшим, он познакомится с женщиной на двадцать лет моложе. Художница Цила Биндер, иллюстратор детских книг, станет его возлюбленной без какой-либо надежды сделаться законной женой. Она переживет поэта, но из-за всепоглощающей любви к нему так и не создаст семьи, не будет иметь детей.

Однако сложные перипетии отношений с любимыми женщинами еще впереди, а пока, окончив гимназию, Натан по решению семейного совета едет во Францию учиться на агронома: в конце октября 1929 года французское судно «Провиданс» привезло его из Хайфы в Марсель. Похожий путь примерно пятнадцатью годами раньше проделала поэтесса Рахель, но, в отличие от Рахели, у которой к тому времени был опыт земледельца и которой руководило стремление овладеть тайнами жизни полезных растений, Альтермана влекли в Европу совсем другие интересы. Первый год он жил в Париже, учил в Сорбонне естествознание, но слушал также лекции по гуманитарным предметам и запоем читал, в основном по-французски. Он был чрезвычайно стеснен в средствах (его пребывание там оплачивали родители) и вынужден был на второй учебный год переехать в Нанси, где жизнь была дешевле. Учился Альтерман серьезно и прилежно и летом 1932 года получил диплом агронома.

Там, во Франции, Альтерман следит за литературной жизнью ишува. Когда ему кажется, что несколько его стихотворений достойны появиться в печати, он пишет почтительное письмо Аврааму Шлионскому и вкладывает в него свои стихи с просьбой поправить, что не так, и посодействовать с публикацией. Вернувшись в Тель-Авив, Альтерман был почти уверен, что профессия агронома не для него. Правда, он отработал несколько месяцев на опытном хозяйстве в Микве-Исраэль, но то было скорее уступкой домашним. Он со всей определенностью осознал, что литература – его призвание. Первые публикации Натана Альтермана связаны с газетными очерками-зарисовками из жизни Хайфы, где он провел несколько месяцев, и Тель-Авива, города его постоянного проживания.

Творчество Альтермана со временем станет разножанровым  и многогранным. Он будет писать публицистическую поэзию на злобу дня, имея свою колонку сначала в пятничных выпусках газеты «Ха-арец», а потом – в газете  «Давар» партии Мапай. Он будет писать скетчи для театров-кабаре «Кумкум», т.е. «Чайник», и «Мататэ», т.е. «Метла», песни-шлягеры, которые будут исполнять самые знаменитые певицы Тель-Авива, например, Шошана Дамари. Среди написанных Альтерманом песен особое место занимают городские «жестокие» романсы о ночных жителях тель-авивских улиц и кафе.

Он был убежденным сторонником движения «за неделимый Израиль». Для него, потомка праотца Авраама актуальными оставались слова Торы: «И сказал Господь Аврааму: Возведи очи твои и с места, где ты теперь, посмотри к северу и к югу, к востоку и к западу, ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Бытие / Берейшит, 13:14-15). Альтерман умер 28 марта 1970 года. Уже в то время многие израильские писатели, да и вообще видные деятели страны, призывали вернуть арабам присоединенные в Шестидневной войне территории, не разделяли радости от расширения государственных границ. Натан Альтерман не побоялся остаться в непопулярном меньшинстве, ибо таковы были его убеждения.

10 Aug 1910
5 мин. чтения
561
Читайте также

Читать далее

[:en]Brooklyn Stands with Israel» Event, Kings Bay Y[:]

[:en]Brooklyn Stands with Israel» Event, Kings Bay Y[:]

[:en]Department for the Promotion of Aliya co-organized a special Candlelight Vigil, where hundreds of people came together in unity, offering prayers, lighting candles in memory of the lives lost, and sharing commitment to stand with Israel.
«Шагрирей иврит» возвращаются

«Шагрирей иврит» возвращаются

«Шагрирей иврит» — так называется проект Департамента поддержки репатриации Всемирной сионистской организации.
Этот день в истории: декларация Бальфура

Этот день в истории: декларация Бальфура

Фото:Portrait of Lord Balfour, along with his famous declaration.