В Вашингтоне состоялась церемония подписания Соглашений Осло
Фото: Vince Musi / Wikimedia
13 сентября 1993 года в Вашингтоне на лужайке Белого дома в присутствии президента США Билла Клинтона, премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и председателя Организации освобождения Палестины (ООП) Ясира Арафата состоялась торжественная церемония подписания Соглашений Осло.
Строго говоря, подписанный документ назывался «Декларацией о принципах», но неформально назывался Соглашениями Осло или Норвежскими соглашениями, потому что их подписанию предшествовали тайные переговоры в Осло между Израилем и ООП, проходившие под эгидой Норвегии.
«Декларацию о принципах» подписали: от правительства Израиля – министр иностранных дел Шимон Перес, от ООП – Махмуд Аббас (Абу Мазен).
Декларация была засвидетельствована госсекретарем США Уорреном Кристофером и министром иностранных дел России Андреем Козыревым. Напомним, что США и Россия выступали как коспонсоры «мирного процесса».
«Декларация о принципах» содержала основные параметры промежуточного соглашения о палестинском самоуправлении, согласованные на тайных переговорах между сторонами: немедленное установление палестинской автономии в секторе Газы и анклаве Иерихона, скорейшее распространение ее на палестинских жителей Иудеи и Самарии, договоренности о создании палестинского правительства и выборах законодательного совета автономии. Особое внимание в Декларации было уделено развитию экономического сотрудничества между Израилем и будущей палестинской автономией.
Предыстория заключения Норвежских соглашений напоминает политический детектив. В конце октября 1991 года, по совместной инициативе США и СССР, состоялась Мадридская мирная конференция по Ближнему Востоку.
Конференция не достигла желаемых результатов. Единственным её «достижением» была формула дальнейших арабо-израильских переговоров: «Территории в обмен на мир».
На основании этой формулы вскоре после Мадридской конференции были начаты тайные израильско-палестинские переговоры, приведшие к подписанию Соглашений Осло.
Следует отметить, что, если бы партия Ликуд не потеряла власть по результатам выборов в Кнессет 13 созыва, состоявшихся в июне 1992 года, то Соглашений Осло никогда бы не существовало.
Премьер-министр Ицхак Шамир, возглавлявший Ликуд, не признавал ни ООП, ни вообще существования «палестинского народа». Он согласился на участие Израиля в Мадридской конференции только при условии, что ООП не будет участвовать в переговорах, а палестинцы будут представлены в Мадриде в составе совместной делегации с Иорданией. Причем представители палестинцев должны были быть выбраны из лиц, не связанных с ООП и постоянно проживающих на Западном берегу реки Иордан или в секторе Газы.
Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. В 1992 году на выборах победила партия «Авода», и ее глава Ицхак Рабин стал премьер-министром, а Шимон Перес – министром иностранных дел.
В начале 1993 года заместитель министра иностранных дел Йоси Бейлин втайне от Рабина инициировал секретные переговоры с руководством ООП, несмотря на то, что по израильскому законодательству, существовавшему на тот момент, встречи с представителями ООП были запрещены.
Переговоры, проходившие сначала в Лондоне, затем в Осло, с израильской стороны вели преподаватель Хайфского университета Яир Гиршфельд и его бывший ученик, историк и журналист Рон Пундак.
Бейлин докладывал о ходе переговоров Пересу, а тот, в свою очередь, когда на переговорах был достигнут определенный прогресс, доложил о их проведении главе правительства Ицхаку Рабину, который разрешил продолжать.
Первое соглашение было тайно подписано в Осло 20 августа 1993 года Шимоном Пересом и Махмудом Аббасом.
9 сентября 1993 года, за четыре дня до церемонии на лужайке Белого дома, Рабин и Арафат обменялись письмами о взаимном признании. Израиль признавал ООП как представителя палестинского народа на мирных переговорах. ООП признавала право Израиля на существование в мире и безопасности.
В 1994 году Арафату, Рабину и Пересу была вручена Нобелевская премия мира за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке.