О чем писала еврейская пресса 125 лет назад: газета «Ха-Цви» («Олень»/»Лань»)
Продолжает рубрику «О чем писали еврейские газеты 125 лет назад» газета הצבי «Ха-Цви» («Олень»/«Лань»). Она издавалась в Иерусалиме и выходила еженедельно. Ее издателем и редактором был Элиэзер Бен-Йегуда, который также выпускал газету «Хашкафа» (Взгляд), с которой мы вас уже знакомили в одном из предыдущих обзоров.
Отличительной особенностью «Ха-Цви» было приложение האכר היהודי «Ха-Икар ха-Йехуди» («Еврейский земледелец» или «Еврейский фермер»). Оно включало статьи, связанные с сельскохозяйственной тематикой. Эти публикации интересны тем, что передают более детальное представление о жизни еврейских земледельцев в Эрец-Исраэль на рубеже 19 и 20 столетий.
Ха-Цви, 14-й год издания, №17
Иерусалим, 19 Швата, год тысяча восемьсот двадцать девятый от разрушения Храма
Редактор Элиэзер Бен-Йегуда
Еженедельная газета с подборками новостей, публикациями о культуре, науке, языкознании и политике разных стран
Включает также специальное земледельческое приложение «Ха-Икар ха-Йехуди»
Недельная хроника
Иерусалим: Холод, наконец, ослаб. Ночи еще прохладные, но днем вполне можно ощутить приближающееся дыхание весны. Деревья начали оживать и на склонах Сионской горы. Они уже расстегнули завязи и стали потихоньку примерять одеяния из зеленых листьев. Однако, в этом году воды выпало недостаточно, и цистерны далеко не заполнены, да и полям еще требуются дожди.
— От его превосходительства лорда Ротшильда из Лондона переведено телеграфом господину Нисиму Бахару сто фунтов на помощь бедным – половина сефардам, половина – ашкеназам.
— Его честь доктор Яффе – председатель исполнительного комитета Общества Ховевей Цион с его достопочтеннейшей супругой должны нынче прибыть в Яффо, возвратившись из путешествия за границу, где они справляли свадьбу. Мы поздравляем и приветствуем их: добро пожаловать!
Рош-Пина (5 Швата 5658 / 1898 г.):
«Снег, снег, снег!» – только и слышно нынче изо всех уст от мала до велика. Глубокий, обильный снег покрыл все вокруг, и такого не бывало уже много-много лет. Сей редкий гость явился к нам на днях, и покрыл всю землю на высоту нескольких локтей. Снегом покрыты не только высокие холмы Верхней Галилеи и соседнего Ливана, но и поля и рощи в низинах, в Изреэльской долине и долине Хулы тоже укутаны белым покрывалом – чего, уж точно, не бывало отродясь.
«Ха-Икар ха-Йехуди» («Еврейский земледелец» / «Еврейский фермер»)
Специальное приложение к газете «Ха-Цви» по вопросам земледелия
Редактируется грамотнейшими агрономами Земли Израиля
Год [издания] 2-й №9
Стоимость [подписки] на год 1 меджидья / лира
для нуждающихся земледельцев – полмеджидьи / лиры
Иерусалим, 19 Швата 1829-го года от разрушения Храма
Замечания по поводу скрещивания [прививки] винограда
Через неделю-другую виноградари начнут прививать лозу. Эта работа стала уже рутинной, с ней знаком всякий. Многие наши почтенные фермеры занимаются этим давно, смело скрещивая одни сорта с другими. Однако, до сей поры вся деятельность по привитию сводилась к скрещиванию только французских сортов, например, бордосских с лангедокскими. Мы же поставим вопрос иначе, точнее, усложним его, т.к. поведем речь о скрещивании французских сортов с американскими. Зачем вообще это нужно? С тем, чтобы помочь французским сортам противостоять страшной болезни под названием филоксира. Корни американских сортов крепки аки жилы и защищены корой, что делает их гораздо живучее и позволяет быстро залечивать раны. Лоза американских сортов не боится филоксиры, а, стало быть, ее привитие мягким и слабым корням французской лозы способно принести великолепные результаты.
Надо только помнить, что, делая прививку, ни в коем случае нельзя сразу же удалять все французские корни, а делать это надлежит постепенно, маленькими шажками, при этом особо следя за тем, чтобы на месте удаленных корневых отростков не вырастали новые той же слабой породы. Если, не дай Бог, виноградарь вздумает удалить все корни сразу, лозе грозит быстрое увядание. Постепенное удаление слабых корней французской лозы и замена их на крепкие корни лозы американской – важнейшая работа для виноградарей наших краев.
Йосеф Ниего
Олива из века в век
В качестве предисловия к этому исследованию я не нашел ничего лучшего, нежели поведать о дереве, с начала времен бывшем символом мира и процветания. Желаю показать, какое значение всегда имела олива в Земле Израиля и в других странах Средиземноморья и показать его важность сегодня, когда люди находят плодам этого дерева множество применений. Олива уже сейчас стоит на первом месте в ряду из сотен и тысяч всевозможных плодов Земли Израиля, и в будущем ей также гарантировано важнейшая роль в развитии наших сельскохозяйственных колоний.
Уже в древнейшие времена, почти в начале времен, мы встречаем оливку. Достаточно вспомнить, что голубь принес Ною именно оливковую ветвь с горы Арарат. И в древнегреческих мифах мы сталкиваемся с нею уже в истории основания Афин. В те дни на землю спустились боги, дабы заставить людей поклоняться им там, где они основали свои города. Боги Посейдон и Афина Паллада поспорили, в честь кого из них царь Кекроп должен назвать основанный им только что город. Было решено предоставить эту честь тому из них, кто лучше прославит новый город и преподнесет ему наиболее значимый дар. Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из нее выскочил боевой конь – символ войны. А Афина взглядом извлекла из скалы оливковое дерево – символ мира. Тогда царь Кекроп собрал народ на голосование. Мужчины отдали голоса Посейдону, а женщины – Афине, причем женских голосов оказалось больше. И назван был город Афинами, а скала, по которой Посейдон ударил трезубцем, стала Акрополем, а народ высадил вокруг нее оливковую рощу в честь богини Афины, а храм на вершине скалы посвятил Посейдону. И так чтили древние греки оливу, что оливковые рощи повсеместно считались священными, а право работать в них давалось только девственницами и девственникам, давшим обет безбрачия.
Авраам Бриль (продолжение в следующем номере)