Дело Дрейфуса и прозрение Теодора Герцля — WZO

Дело Дрейфуса и прозрение Теодора Герцля

19 декабря 1894 года в Париже начался резонансный судебный процесс над капитаном Альфредом Дрейфусом, которого обвиняли в шпионаже в пользу Германии. Герцль освещал процесс над Дрейфусом и присутствовал на судебных заседаниях. Процесс Дрейфуса явился решающим событием, приведшим к крутому повороту в жизни Теодора Герцля и изменившим весь ход еврейской истории. В студенческие годы, когда Герцль изучал […]

19 декабря 1894 года в Париже начался резонансный судебный процесс над капитаном Альфредом Дрейфусом, которого обвиняли в шпионаже в пользу Германии. Герцль освещал процесс над Дрейфусом и присутствовал на судебных заседаниях.

Процесс Дрейфуса явился решающим событием, приведшим к крутому повороту в жизни Теодора Герцля и изменившим весь ход еврейской истории.

В студенческие годы, когда Герцль изучал юриспруденцию в Венском университете, он мало интересовался еврейским вопросом. Он был молод, обожал оперы Вагнера, любил модно одеваться.  Герцль придерживался либеральных взглядов и верил, что веяния прогресса и гуманизма заставят человечество избавиться от антисемитизма.

В 1891 году Герцль прибывает в Париж в качестве, как бы мы сейчас сказали, парламентского корреспондента ведущей либеральной венской газеты «Neue Freie Presse» (Новая свободная пресса). Он регулярно посещает Бурбонский дворец, где и в наши дни заседает Национальное собрание Франции. В газете «Neue Freie Presse» постоянно публикуются заметки Теодора Герцля о парламентской жизни во Франции.

19 декабря 1894 года в Париже начался резонансный судебный процесс над капитаном Альфредом Дрейфусом, которого обвиняли в шпионаже в пользу Германии. Герцль освещал процесс над Дрейфусом и присутствовал на судебных заседаниях.

Альфред Дрейфус, как и Теодор Герцль, родился в ассимилированной еврейской семье в Эльзасе. Воспитывали его во французском национальном духе, как всех детей Франции. Когда в войне 1870 года Эльзас был завоеван прусской армией и затем присоединен к Германии, семья Дрейфус предпочла переехать в Париж. Молодой Альфред Дрейфус поступил в военную академию, окончил ее с отличием, был произведен в капитаны и получил назначение в Генеральный штаб, где был единственным евреем. Несмотря на его верность и преданность, подстрекательство против него никогда не прекращалось.

В один «прекрасный» день в посольстве Германии в Париже в корзине для мусора было найдено письмо, написанное французским офицером, передававшим немцам военные планы французского Генштаба. В военном министерстве Франции заявили, что это почерк капитана Альфреда Дрейфуса.

 

15 октября 1894 года Дрейфус был арестован и предан военному суду по обвинению в государственной измене.

На одном из заседаний суда, который проходил при закрытых дверях, и в отсутствии защиты, судьям показали так называемое «секретное досье», на основании которого 22 декабря 1894 года суд признал Дрейфуса виновным в государственной измене и приговорил его к лишению чинов и воинских званий и к пожизненной ссылке на Остров дьявола — каторжную тюрьму для политических преступников у берегов Южной Америки.

Попытки разоблачить настоящего шпиона, майора Эстерхази, передававшего немцам военные планы французского Генштаба и написавшего злополучное письмо, закончились безуспешно.

Дело имело явную антисемитскую подоплеку: для националистически настроенных французов было легче обвинить в измене еврея, чем французского офицера Эстерхази.

 

Интересно, что спустя 119 лет после окончания суда над Дрейфусом, в 2013 году, исторический департамент министерства обороны Франции выложил в открытый доступ в Интернете все документы, связанные с процессом, в том числе так называемое «секретное досье».

 

5 января 1895 года Теодор Герцль стоял на плацу Марсового поля в Париже и наблюдал гражданскую казнь Дрейфуса. Когда с него сорвали эполеты офицера французской армии и преломили шпагу, разъяренная толпа кричала «Смерть евреям!», а Дрейфус упрямо повторял: «Я невиновен. Да здравствует Франция!»

И где же это происходило? В республиканской Франции, через сто лет после Великой Французской революции, начертавшей на своих знаменах: «Свобода. Равенство. Братство».

Как декабристы разбудили Герцена, так и «дело Дрейфуса» заставило прозреть Теодора Герцля. Его наивная вера в прогресс человечества, который должен был искоренить антисемитизм из сердца масс,  пошатнулась.  Он понял, что единственное решение еврейского вопроса — это создание независимого  еврейского государства.

«Процесс Дрейфуса превратил меня в сиониста», — говорил Герцль впоследствии.

19 Dec 1894
3 мин. чтения
803
Читайте также

Читать далее

Можно ли пить морскую воду?

Можно ли пить морскую воду?

Давайте посчитаем.
Фестивали февраля ждут зрителей

Фестивали февраля ждут зрителей

Иногда говорят, что культурные мероприятия в Израиле дорого стоят, и сложно посещать концерты, фестивали, творческие вечера всей семьей, не нанося ощутимый урон бюджету.
Хакер + марафон = хакатон

Хакер + марафон = хакатон

 Фото: Rawpixel.com / Shutterstock   Новое слово «хакатон» (hackathon) произошло от hack (хакер) + marathon (марафон).