Премьера оперы «Фрау Шиндлер» — WZO

Премьера оперы «Фрау Шиндлер»

14 ноября 2018 года в московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с большим успехом и с полным аншлагом прошла премьера оперы композитора Томаса Морса «Фрау Шиндлер».

Режиссер оперного спектакля и автор русского текста либретто Владимир Алеников.

Опера «Фрау Шиндлер» — это история, произошедшая в годы Второй мировой войны, одна из многих страниц в истории Холокоста.  Спектакль раскрывает с новой стороны роль и участие жены Оскара Шиндлера Эмилии в спасении сотен евреев.

То, что через 73 года после окончания Второй мировой войны, знаменитый московский театр обратился к теме Холокоста и принял к постановке спектакль, рассказывающий о спасении евреев, говорит, прежде всего, об актуальности темы Катастрофы европейского еврейства и в наши дни.

И сегодня по-прежнему актуален один из главных девизов созданного в мае 1948 года Государства Израиль «Never again!» — Никогда больше мы не допустим повторения Катастрофы!

До сих пор не существовало такого жанра – документальная опера. Но оперу «Фрау Шиндлер» иначе не назовешь – это именно документальное произведение. Десять лет американский композитор Томас Морс занимался исследованием темы. Он объездил все места, где происходили описываемые в этой истории события, фабрики Шиндлера в Кракове и Бржененце.

И режиссер Владимир Алеников тоже поставил оперу «Фрау Шиндлер» как документальный спектакль. Сцены подчас напоминают экспозиции Музея Катастрофы «Яд ва-Шем».

Спектакль начинается еще в фойе, где разгуливают немецкие офицеры в черной форме СС и дамы в вечерних платьях.

Продолжается в зале, где зрители рассаживаются по своим местам и вздрагивают, когда вдруг к одному из них подходит эсэсовец с автоматом, приказывает  встать и уводит куда-то.

Затем эсэсовцы с автоматами выводят оркестрантов. И только потом звучит музыка. Атмосфера спектакля пробуждает генетическую память зрителей.

Эта документальность делает премьеру оперы «Фрау Шиндлер» не только значительным событием в культурной жизни российской столицы, но и событием историческим.

Для Томаса Морса «Фрау Шиндлер» — первое написанное им оперное произведение. Он был вдохновлен  фильмом Стивена Спилберга «Список Шиндлера», но после просмотра признался, что разочарован тем, что супруге Оскара Эмилии Шиндлер было отведено всего несколько эпизодов.

Тогда Томас Морс и задумал написать оперу, где главной героиней была бы Эмилия Шиндлер. Когда он писал партитуру оперы, работа настолько захватила его, что Томас Морс три года жил затворником, целиком отдаваясь творчеству.

Надо сказать, что, стремясь спасти имя Эмилии Шиндлер от забвения, авторы либретто Кеннет Кэзан и Томас Морс ударились в другую крайность.

Режиссер-постановщик Владимир Алеников, увидев, вернее, услышав  оперу «Фрау Шиндлер», поставленную годом раньше в Мюнхене, сказал, что его не устраивает образ Оскара Шиндлера.

«Конечно, Оскар был не ангел, — говорит Владимир Алеников, — а гуляка, любящий, выпивку, изменяющий Эмилии. В конце концов, он бросил ее в Аргентине. Но Оскар сделал то, что сделал. Трижды его арестовывало гестапо. Чудом его вытаскивали оттуда, напрягая все силы и связи, и его любовницы, и Эмилия. Он реально рисковал жизнью. Если вдуматься, нацист, член НСДАП, работающий на абвер, вдруг начинает спасать евреев – невероятная история. Поэтому в нашей версии я несколько поменял образ Оскара Шиндлера. Надеюсь, в нашем спектакле он такой, каким был – разный, противоречивый и все равно замечательный. Это не тот человек, которого можно обрисовать одной краской».

Эмилия родилась в Моравии в 1907 году. Ее родителями были зажиточные судетские немцы. В 20 лет она вышла замуж за Оскара Шиндлера. По большой любви, которая оказалась неразделенной. «Я не была женщиной его мечты», — признавалась она.

Эмилия как-то сказала: «У любви есть привкус. У моей он всегда был горький…»  Эти слова написаны на театральном занавесе и служат эпиграфом к спектаклю.

Последние почти пятьдесят лет своей жизни Эмилия жила в Аргентине в городке Сан-Висете в 60 км от Буэнос-Айреса. За несколько месяцев до смерти она неожиданно поехала в Германию, куда очень давно уехал из Аргентины ее муж и не вернулся. Эмилия умерла в госпитале в Германии в 2001 году в возрасте 94 лет, пережив Оскара на 27 лет.

Несмотря ни на что, Эмилия любила его всю жизнь. Когда ей шел 92-й год, один из очень немногих журналистов, с которым она согласилась поговорить, спросил ее, действительно ли реальный Оскар Шиндлер был так красив и обаятелен, как играющий его актер Лайам Нисон, она ответила с усмешккой: «Ваш актер в подметки не годится Оскару».

«Список Шиндлера». 800 мужчин, 300 женщин, 100 детей. Тысяча двести евреев, обреченных на уничтожение в Освенцимe и спасенных немецким промышленником Оскаром Шиндлером и его женой Эмилией.
В Талмуде сказано: тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир. Сегодня в мире живет более шести тысяч потомков евреев из «Списка Шиндлера», и с каждым годом их число растет. Все они считают, что их спасли Оскар и Эмилия Шиндлер. Из уст в уста передаются воспоминания, как она самоотверженно добывала для «евреев Шиндлера» еду и лекарства, даже пекла для них мацу к Песаху. Оскар завязывал контакты с нацистскими бонзами, но без Эмилии ему ничего бы не удалось.

Фильм Стивена Спилберга вышел на экраны в 1993 году. В том же году израильский Национальный Мемориал «Яд ва-Шем» присвоил Эмилии и Оскару Шиндлер почетное звание «Праведник народов мира».

 

14 Nov 2018
5 мин. чтения
642
Читайте также

Читать далее

Буквы еврейского алфавита – выставка в Португалии

Буквы еврейского алфавита – выставка в Португалии

30 января в еврейском культурном центре «Каса Хабад» города Кашкайш в Португалии открылась выставка «АлефБет» израильских художников Тэнно Пент Соостера и Сергея Бунькова.
«Геула» — международная программа обучения лидерству молодых женщин из еврейских общин стран диаспоры

«Геула» — международная программа обучения лидерству молодых женщин из еврейских общин стран диаспоры

На днях закончился израильский этап проекта «Геула» — международной программы обучения лидерству молодых женщин из еврейских общин стран диаспоры.
Поезд едет, поезд мчится…

Поезд едет, поезд мчится…

Трудно представить современный Израиль без железной дороги.